ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ И ДЛЯ ДЕТЕЙ

Первые автомобили почти не отличались своей формой от конных экипажей. Сначала паровой, а затем двигатель внутреннего сгорания вытеснили коня — все остальное практически не подверглось большим изменениям и понадобилось много лет, чтобы автомобиль приобрел свой собственный, только ему свойственный вид.
Точно также было и с первыми паровозами, и с первыми электрическими трамваями — это были дилижансы на рельсах с комичным соединением традиционных и современных решений. У вагоновожатого электрического трамвая уже не было, правда, вожжей и кнута, но он как стоял, так и остался стоять в течение еще многих десятилетий.
И первые самолеты были похожи на птиц, а из чугуна, когда его начали применять в строительстве, делали... колонны, по образцу мраморных. Не только первые радиоприемники имели корпуса, похожие на модную в те времена облицованную ореховым или палисандровым деревом мебель с глянцевой поверхностью.
Так было давно, но так бывает и сейчас. Ведь мы хорошо помним то время, когда в употребление начали входить синтетические материалы. Из полиэтиленовой пленки выпускали скатерти, стараясь подражать тем, что из ткани; изготавлялись из искусственных материалов уродливые корзинки, с трудом напоминающие сделанные из прутьев, был даже граненый „хрусталь"... Что ж. дело понятное: сила привычки и, на первых порах, отсутствие фантазии, вытекающее из незнания свойств нового материала. Все эти чудачества можно понять и логично объяснить с нашей уже более поздней точки зрения...
Такого рода отступление сделано мной не случайно. И считаю, что те любители, которые не намерены мастерить по принципу "сделано, как на фабрике", должны искать оригинальных решений, создавать новые предметы, отрываться в своих проектах от общепризнанных форм, которые зачастую являются не только несовершенными. но даже и нелогичными.
Вот кормушка для птиц и послужит нам таким примером. Ведь все очень хорошо себе представляют как она должна выглядеть, и как ее следует делать. Итак, „она должна быть в форме домика". А почему, собственно, домика?! В том-то все и дело! Поэтому, если мы, приступая к проектированию, сможем хоть на минуту осво-
бодиться от этого всесильного "так должно быть", которое глубоко закоренилось в нас, если сумеем задать себе вопрос: чему это должно служить? и как это сделать, чтобы действительно служило? — тогда—то вдруг и окажется, что "так должно быть" вовсе даже и не должно, и может быть совершенно иначе. А при всем при этом и сил затратится меньше и эффект будет большим. Именно в такие моменты и рождается прогресс. Пусть даже в чем—то незначительном, маловажном, а все—таки прогресс.
Итак, кормушка "должна" выглядеть следующим образом: дно с четырьмя бортиками, двускатная на четырех опорах крыша... Для этого понадобится фанера, рейки, гвозди; нужно будет пилить, подгонять, сбивать. Предмет, казалось бы и простой, а работы много; во всяком случае столько, что ребенку из второго или третьего класса не скажешь — сделай, а я тебе только помогу — это явно превышает его возможности.
Тем временем есть такая кормушка, которую может сделать даже ребенок. Для этого понадобится длинная, крепкая палка, еще одна палка — потоньше и покороче, а также небольшие четыре палочки, два куска картона, шнурок, два гвоздя, немного клея и маслянная краска. Нужно вырезать ножницами из картона и склеить два конуса (если ребенку показать как пользоваться циркулем, то круги на картоне он нарисует сам); затем сделать в конусах необходимые отверстия, связать элементы шнурком и склеить. Если при этом появится необходимость ребенку помочь, то нужно это сделать так, чтобы не лишить его чувства удовлетворения и гордости тем, что он сам, или почти сам, сделал кормушку, что самостоятельно сделал что-то полезное. Для ребенка это очень важно.
И что самое главное: если мы помогаем ребенку сделать кормушку, то в сущности думаем не столько о птицах, которым можно насыпать крошек и на подоконник, сколько о воспитательной цели такой работы, о том, чтобы у него были соответствующие возрасту обязанности, к которым нужно приучаться уже с детства. Если же ребенку удастся при этом самостоятельно какой-то предмет (в данном случае кормушку), который будет ему напоминать об этих обязанностях — значит еще одной петелькой больше. Петелька к петельке... Воспитание похоже на вязание.