Составляющие малярных составов

Связующие. Жидкости различной вязкости, способные в смеси с пигментами или без них образовывать после высыхания на окрашиваемых поверхностях пленку, называют связующими.

Качество связующего определяют по технологичности применения малярного состава, в который оно входит, его декоративности и эксплуатационным свойствам.

Поскольку связующее в основном влияет на такие свойства малярных составов, как вязкость, прозрачность, плотность, цвет, розлив, адгезию, время высыхания, а также на эластичность и твердость затвердевшего лакокрасочного покрытия, к нему предъявляют и соответствующие требования.
Связующие, предназначенные для использования в специальных лакокрасочных покрытиях (например, антикоррозионных, химически стойких), должны отвечать дополнительным требованиям: водостойкости, теплостойкости, устойчивости к воздействию кислот, щелочей, масел и других агрессивных сред.

Для уменьшения вязкости малярного состава связующее разбавляют (или растворяют) различными жидкостями. Связующие малярные составы разделяют на водные, связующее в которых разбавляют водой; безводные — скипидаром, бензином-растворителем и другими эфирными органическими разбавителями; эмульсионные — водой или растворяют растворителем в зависимости от назначения малярного состава.

В водных малярных составах связующими служат высокодисперсные водные системы продуктов обработки целлюлозы (карбоксиметилцеллюлозный клей — КМЦ), калиевого жидкого стекла и извести. Составы на водных связующих используют внутри помещения.

В безводных малярных составах связующими являются молекулярные растворы синтетических и природных смол, а также различные олифы.

В водоэмульсионных малярных составах в качестве связующих используют масла и смолы, разжиженные водой.

Для «склеивания» пигментов при изготовлении лакокрасочных составов применяют натуральные и искусственные смолы. В качестве связующих используют синтетические пленкообра-зователи, которые не содержат растительных смол. В соответствии с видом примененного полимера (алкидный, алкидно-стирольный, эпоксидный, полиуретановый, кремнийорганический, акриловый) получают свое название лаки, эмали и некоторые краски.

Пигменты — это тонко измельченные цветные порошки, не растворяющиеся как в воде, так и в применяемом связующем. Как правило, пигменты не проникают внутрь обрабатываемого материала, а ложатся на его поверхность, образуя с высохшим связующим непрозрачную цветную пленку.

Для определения номенклатуры пигментов, требующихся для изготовления красок заданного колера, в типовом строительстве достаточно иметь информацию о их рецептах. При выполнении малярных работ на наиболее ответственных и уникальных объектах общественного назначения, где цвет играет активную функциональную роль, такой информации может оказаться недостаточно. В этих случаях для получения красок требуемого колера пользуются шкалой эталонов, показывающей цвет и различные оттенки пигмента в сопровождении характеристики его цветовых параметров.

Наполнители. В окрашивающие составы для их удешевления и придания им лучшего сцепления с основанием, прочности, водостойкости, огнестойкости, блеска и матовости добавляют порошкообразные материалы (наполнители), которые, как и пигменты, не растворяются в дисперсионных средах и почти не имеют собственного цветового тона.

В водных окрасочных составах такие материалы, как мел и известь, служат одновременно красящим веществом и наполнителем. К наполнителям, применяемым в пигментах, лакокрасочных и клеящих составах, предъявляют следующие требования: тонкий помол, достаточная степень белизны, низкая маслоемкость, высокая атмосферостойкость, небольшая   плотность.

В качестве наполнителей применяют следующие материалы: каолин, тальк, слюду, асбест и др.

begun
   
Дать объявление
Краски, Эмаль ХВ, МЛ, ЭП, КО!
Продажа ЛКМ - большой выбор, стройматериалы. Доставка по России.
www.t-spectr.ru • Пенза
Краски по металлу
Компания КрасКо — эмали Нержамет, Полимерон, Нержапласт, Цикроль.
krasko.ru • Пенза
Добавки в бетон пигменты и т.д
Добавки в бетон, пигменты, общ. стройхимия. Гл. офис Казань + филиалы.
www.ecopharm.ru • Пенза
Химия пигменты в СПб
Поставки химии нашей компанией это: надежность и качество.
www.arcosolv.ru • Пенза
Все объявления

Классификация малярных составов

Малярные составы классифицируют по виду пленкообразующего вещества и условиям эксплуатации покрытий.

По назначению в покрытии различают следующие виды малярных составов: грунтовки, обеспечивающие сцепление покрытия с поверхностью; шпатлевки и подмазочные пасты, выравнивающие поверхность, подлежащую окраске; окрасочные составы, придающие поверхностям декоративные, защитные и технические свойства.

Буквенно-цифровая система обозначения основных малярных составов состоит из пяти групп знаков для красок, эмалей, грунтовок, шпатлевок и четырех групп знаков для лаков.

Первый знак — полное слово — обозначает группу состава (краска, лак, эмаль, грунтовка, шпатлевка).

Второй знак (две прописные буквы) показывает пленкообразующее вещество (род смолы, сополимера, олифы и т. д.). Если в состав входит смесь пленкообразующих веществ, то вторую группу знаков обозначают по типу пленкообразующего вещества, определяющего основные свойства данного состава. Между второй и третьей группой ставят индекс, определяющий разновидность малярного состава (для водоэмульсионных, водоразбавляемых, порошковых, органо-силикатных и др.): Б — без активного растворителя, В — водоразбавляемое, ОД — органодисперсные, П — порошковые, Э — эмульсионные.

Индекс от второй группы знаков отделяют дефисом.

Третья группа знаков — для лаков, красок и эмалей определяет преимущественное назначение состава и обозначается цифрой.

Для обозначения грунтовок, полуфабрикатных лаков и масляных .густотертых  красок третью  группу знаков  показывают  как  «О»,   а   шпатлевок — «00».

Четвертая группа знаков определяет порядковый номер, присвоенный данному составу (кроме масляных красок), и обозначается одной—тремя цифрами. Для масляных красок вместо порядкового номера в четвертой группе знаков ставят цифру, обозначающую наименование олифы, на которой изготовлена краска: 1 — натуральная, 2 — «оксоль», 3 — глифталевая, 4 — пентафталевая, 5 — комбинированная.

В ряде случаев после порядкового номера добавляют буквенный индекс (одна или две прописные буквы), характеризующий некоторые особенности материала. Например ГС, ХС — соответственно горячей и холодной сушки, М, ПМ — матовый и полуматовый, ПГ — пониженной горючести.

Пятая группа знаков определяет цвет краски, эмали, грунтовки, шпатлевки и обозначается полным словом.

Например, обозначение «краска МА-025 зеленая» расшифровывается так: МА — обозначение лакокрасочного материала (по виду пленкообразующего вещества— масляное связующее; 0 — густотертая; 2 — группа материала по назначению; 5—наименование олифы (комбинированная); зеленая — цвет краски,

«Эмаль ХВ-113 голубая»: ХВ — обозначение лакокрасочного материала (по виду пленкообразующего вещества — перхлорвиниловое связующее); 1 — группа материала по назначению; 13 — порядковый номер партии; голубая — цвет эмали.

«Лак ГФ-01»: ГФ — обозначение лака по химическому составу (глифталевый); 0 — полуфабрикатный лак; 1 — порядковый номер партии.

«Грунтовка АС-071 белая»: АС — обозначение пленкообразующего вещества по химическому составу (акрилосополимерный); 0 — грунтовка; 71 — порядковый номер партии; белая — цвет.

«Шпатлевка ХВ-0018»: ХВ — обозначение пленкообразующего вещества по химическому составу (перхлорвиниловая); 00 — шпатлевка; 18 — порядковый номер партии.






Свет и цвет в природе

 

Свет — это видимое излучение, т. е. электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом (7,5- 10м...4,3- 10м Гц).

Цвет — одно из свойств материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором по излучение воспринимается глазом (видимый диапазон — длины волн от 380 до 760 нм).

Учение о совокупности данных физики, физиологии, психолоimi и других наук о цвете называется цветоведением. Цветоведение включает физическую теорию цвета, теорию цветового (рения, вопросы измерения и количественного выражения цвета (колориметрии), влияния цвета на человека, рассматриваемые С точки зрения физиологии, психологии и эстетики. Знание цвето-ведения — важнейшее условие правильного решения вопросов, козпикающих при создании искусственной цветовой среды человека.

Поток лучистой энергии, падая на поверхность, частично проникает в глубь тела и угасает по мере проникновения его и толщу, а частично отражается от поверхности. Степень угасания зависит от характеристики лучевого потока и свойств тела, в котором происходит процесс. В таком случае говорят, что по-иерхность поглощает лучи.

В зависимости от расстояния, на которое световой луч проникает в глубь тела до полного угасания, все тела условно подразделяют на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные. Абсолютно прозрачным для всех лучей считают только вакуум. К прозрачным телам относятся воздух, стекло, хрусталь, некоторые виды пластмасс. Металлы принято считать непрозрачными. Фарфор, матовое стекло — полупрозрачные тела.

Отражение лучей. Луч света, падая на гладкую поверхность, отражается от нее под тем же углом, т, е. угол падения луча ранен углу его отражения. По характеру отражения лучей света поверхности делят на зеркальные, глянцевые и матовые.

Зеркальные поверхности отражают практически весь лучевой поток под тем же углом к   поверхности, не рассеивая его.

Глянцевые поверхности, например окрашенные эмалевыми красками, отражают значительную часть лучей в направлении, близком к зеркальному, несколько рассеивая их. Примером такого рода поверхностей являются поверхности, окрашенные эмалевыми красками.

Матовые поверхности рассеивают лучи света в результате некоторой шероховатости (например, свежая высохшая штукатурка, стена, покрытая клеевой краской, неокрашенное дерево).

Преломление света и дисперсия. Падая под углом к поверхности и переходя из одной среды в другую, луч света меняет свое первоначальное направление — преломляется. Так, проходя через стеклянную призму, луч преломляется дважды и дает на экране вместо круглого белого пятна ярко окрашенную радужную полоску, называемую спектром. Это явление получило название дисперсии (от латинского dispergo — разбрасываю).

Исаак Ньютон в 1666 г. положил начало изучению дисперсии света. В спектре различают семь разных цветов, постепенно переходящих из одного в другой, занимая в нем участки различного размера (рис, 64). Это объясняется тем, что цветовые лучи, входящие в состав белого цвета, неодинаково преломляются призмой. Наименьшее отклонение от первоначального направления получает красная часть спектра, наибольшее — фиолетовая, следовательно, наименьший показатель преломления у красных лучей, наибольший — у фиолетовых.

Если из спектра выделить пучок лучей одного цвета, например красного, и пропустить его через вторую призму, то пучок вследствие преломления отклонится, но уже не разлагаясь на составные тона и не изменяя цвета.

Цветные пучки такого рода называются однородными или монохроматическими. Мощность однородного излучения выражают в ваттах.

Вышедшие из призмы цветные лучи спектра можно собрать линзой или второй призмой и получить на экране пятно белого света. Разложением пучка белого света на спектр установлено, что белый свет состоит из цветных лучей. Длина волн лучей видимого спектра различна и лежит приблизительно в пределах от 380 до 760 нм.

Невидимая часть спектра — это химически активные ультрафиолетовые лучи с длиной волн менее 380 нм и тепловые — инфракрасные с длиной волн более 780 нм. Наличием невидимых лучей в солнечном свете объясняется отчасти разрушительное влияние света на пигменты и лакокрасочные покрытия. Некоторые искусственные источники света (например, ртутную лампу, богатую ультрафиолетовыми лучами) применяют для испытания пигментов на светостойкость.

В зависимости от спектрального состава отражаемого лучевого потока поверхности делят на две группы: ахроматические (бесцветные) и хроматические (цветные).

Ахроматические и хроматические тона. Поверхности ахроматических тонов обладают свойством отражать лучевой поток одинаково всеми частями видимого света. Эти поверхности вызывают ощущение белых, черных и всех промежуточных серых тонов. Подобные отражения лучевого потока называются неизбирательными, они отличаются одно от другого коэффициентом отражения, определяющим их светлоту.

Ахроматическая шкала, которой пользуются для визуального определения коэффициента отражения света поверхностью, представляет собой набор выкрасок (образцов) бесцветных тонов различной светлоты — от белого до черного.

Трудно отыскать поверхности чистого ахроматического тона. Известны различные виды теплых и холодных тонов, которые условно в обиходе принято называть серыми, но в некоторых имеется примесь спектральных цветовых тонов.

Поверхности хроматических тонов обладают свойством избирательного отражения лучей. В потоке отраженного света преобладают монохроматические лучи одного или нескольких видов. Такие поверхности отличаются друг от друга тремя свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Цветовой тон—основная характеристика цвета, определяемая длиной волны, которая соответствует преобладающему монохроматическому излучению. Естественным рядом цветовых тонов является спектр солнечного света.

Светлотой называется ряд оттенков одного и того же цветового тона от чисто-белого до чистого спектрального цвета. Оценивается коэффициентом отражения.

Насыщенность определяется содержанием чистого монохроматического цвета в смешанном отраженном световом потоке. Насыщенность цвета характеризует степень разбавления спектрального цвета белым.