новый винт ДЛЯ ВЕНТИЛЯТОРА

Если вентилятор „тянет" слабо, то это вовсе не значит, что у него слабый двигатель — чаще всего причиной является неправильный подбор „пропеллера", то есть винта вентилятора, который во многих случаях напоминает авиационный, хотя у него совсем другое предназначение. Воздушный винт самолета должен быть эффективным не тогда, когда самолет стоит на месте, а во время полета. Вентиляторы же не летают..., и поэтому винты самолета и вентилятора имеют существенное различие: лопасти первого должны быть узкими и установленными под большим углом, а второго — широкими и установленными под маленьким углом. Если это условие не будет выполнено, то вентилятор вместо того, чтобы вентилировать, станет только смешивать воздух и гудеть. В хороших, современных вентиляторах винты имеют три или даже пять лопастей. Такой винт сделать самому довольно трудно, так как сложной является его баллансировка без которой винт во время работы будет вибрировать. Изготовление же двухлопастного винта не должно представлять больших трудностей, особенно для тех, кто когда-то делал модели самолетов, и кому в связи с этим не раз приходилось мастерить такого рода предметы.
На рисунке я представил винт (вид сбоку 7 и спереди 2), а также разрезы, так называемые, профили, лопастей в местах 3—3 и 4—4. Для изготовления такого винта понадобится деревянный брусок размерами 200x50x20 мм. Лучше всего использовать липовое дерево. Нужно взять наиболее белую часть древесины — она мягкая и хорошо обрабатывается. Более темную обрабатывать труднее. Для нашей цели годится также древесина тополя, хотя она значительно тверже. В связи с этим, если у нас нет липы, то можно использовать тополь.
Изготовление винта из других сортов дерева было бы слишком трудоемким.
Приступая к работе, в первую очередь следует подготовить брусок соответствующих размеров, а затем сделать в нем отверстие для оси двигателя. Это отверстие должно быть строго перпендикулярным, иначе винт не будет вращаться в одной плоскости, что вызовет вибра-
цию, ускоряющую износ подшипников электродвигателя и станет причиной неприятного шума.
Далее следует срезать ножом края одной стороны бруска, так, чтобы он выглядел как показано на рисунке 6. При этом необходимо обратить внимание на то, что для придания лопастям нужного профиля следует оставить достаточное количество дерева, для моделирования передней, носовой части винта. Поэтому нельзя срезать брусок от одного конца до другого, чтобы получилось трехугольное сечение — границей среза должна быть линия 7, обозначенная на рисунке 5. Более выразительно это видно на рисунке 8. на котором обозначена срезываемая часть материала.
Пользуясь ножом, продолжаем срезать лишний материал с другой стороны бруска, как это показано на рисунке 9, а затем придаем почти окончательную форму верхним плоскостям лопастей 10. Несколько труднее будет вырезать углубления в нижней части лопастей для придания им вогнутой формы 11. Необходимо воспользоваться долотом с полукруглым лезвием и наждачной бумагой. Чтобы у лопастей была одинаковая форма, нужно вырезать из картона шаблоны и по ним проверять результат работы.
Перед тем как придать винту окончательную форму 12 и перед заключительной шлифовкой лопастей, его необходимо отбаллансировать при помощи простого приспособления 13, сделанного из фанеры, бруска и двух приклеенных лезвий. Винт с продетой в него осью после окончательной баллансировки должен сохранять полное равновесие. Если же вращается, необходимо снять тонкий слой дерева со всей лопасти. Окрашивание лаком и полировка поверхности — зто уже последняя операция.
Если у нас нет лака, лопасти можно покрыть полиэфирной или эпоксидной смолой, а в крайнем случае эмалью для дерева или автомобильным лаком. Следует, однако, помнить, что лопасти винта должны быть покрашены так, чтобы мягкое липовое дерево или более твердая древесина тополя, были предохранены от воздействия горячего пара, который будет действовать на них разрушающе.