НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ — НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Если бы кто-то лет двадцать тому назад предложил домашним мастерам обратить внимание на химические смолы или слоистые пластики — ввел бы их просто-напросто в заблуждение. Хотя необходимые компоненты и выпускались промышленностью, они имелись только в оптовой продаже, а в розничной торговле о них пока ничего не знали. Первыми из числа любителей их начали применять моделисты для строительства летающих моделей. Затем синтетические смолы и материалы из стекловолокна стали приобретать при помощи своих клубов строители парусных и моторных лодок. В настоящее время положение изменилось: эпоксидные и полиэфирные смолы можно купить в магазинах Химреактивов, а материал из стекловолокна в магазинах технических тканей. Теперь было бы ошибкой обойти молчанием эти материалы и не сказать о возможностях, которые они создают.
Они начали свою карьеру в самолетостроении, где со времен создания первого летательного аппарата велись поиски прочных и одновременно легких материалов. Поначалу к слоистому пластику отнеслись с недоверием. Из него изготавливались второстепенные элементы самолета, которые даже выйдя из строя, не влияли бы на безопасность полета. Это были, например, корпуса радиолокационных антенн, обтекатели крыльев, и стабилизаторов, и тому подобные элементы, обладающие, однако, довольно замысповатой формой, а зто как раз одно из важных качеств слоистых пластиков. Позже, когда уже был приобретен опыт в их использовании, из слоистых пластиков начали делать конструкции, рассчитанные на высокие нагрузки. Их достоинствами заинтересовались создатели космических кораблей. Носовая часть ракет, в которой находятся спутники, сделана как раз из этого материала. Он прекрасно прошел все трудные испытания, защищая чувствительные спутники во время их „полета" на орбиту
Некоторое время казалось, что на том уровне развития техники, который необходим для покорения космоса, слоистые пластики использованы максимально и в итоге отведена им второстепенная роль. Должен признаться, каким было мое удивление, когда в Центре подготовки советских космонавтов в Звездном городке под Москвой я увидел космический корабль типа „Восток". Нет, не макет, не дублера — вычищенного и покрашенного свежей краской — я увидел вернувшийся „оттуда" корабль, побывавший в космосе. Он был весь обгорелый, поверх-
ность изуродована огнем. Главный удар, конечно, пришелся на титановый сплав. Но о том, каким испытаниям подвергся корпус, сколько он должен был выдержать. свидетельствует изменившийся цвет специальных красок, которыми измерялась температура снаружи кабины космонавта. Все цвета радуги! Весь же космический корабль был сделан... из слоистого пластика. Между внешней и внутренней оболочкой имеется конструкция, подсмотренная в пчелином улье: „соты" придали кораблю необыкновенную прочность.
И вновь могло бы показаться, что применение слоистых пластиков достигло апогея. А тем временем концерн Роллс-Ройс, известный изготовитель фешенебельных автомобилей, которые, кстати являются его побочной продукцией, тогда как основную составляет производство авиационных двигателей, выпустил новое поколение реактивных двигателей большой мощности, в которых лопасти турбин были сделаны из слоистого пластика. Это дало возможность значительно повысить температуру газов, проходящих через турбину, чего нельзя было сделать, используя традиционные материалы. В результате увеличилась четкость работы двигателя, возросла его тяга и прочность, уменьшился расход топлива. Лопасти турбины этих двигателей были армированы, однако, не стекловолокном, которое не выдержало бы испытаний, а новым, небывалым материалом — углеродным волокном. Получить волокно из угля — это настоящее искусство. В Польше технология производства углеродного волокна была разработана специалистами Краковской горно-металлургической академии.
Использование домашними мастерами слоистых пластиков с углеродным волокном — дело будущего, а пока давайте вернемся к традиционным — со стекловолокном, которые в Польше также начала применять авиационная промышленность. Поначалу им была отведена второстепенная роль: у планеров „Яскулка"(..Ласточка") выпускаемых в пятидесятые годы между фюзеляжем и крыльями имелись обтекатели из слоистого пластика; планеры шестидесятых годов „Фока" и „Зефир", которые как и „Яскулка" прославились установлением многих международных рекордов, располагали уже большим числом элементов из слоистого пластика, а некоторые их части были сделаны полностью из этого материала. Од нако первым, полностью сделанным из слоистого пластика. был „Янтарь", построенный в начале 70-х годов.
После планеров слоистый пластик стал применяться в строительстве  вертолетов.   Вертолет  Ми-2,   разработан-
ный советскими конструкторами и выпускаемый польскими авиационными предприятиями по собственной технологии, оснащен винтом (на котором „висит" вертолет) из слоистого пластика. Опыт, полученный в авиастроении, позволил использовать этот материал и в других областях. Из него изготавливаются мотоциклетные шлемы, лыжи, байдарки, моторные и парусные лодки — все шире становится круг его использования, который ограничивается не свойствами материала, а отсутствием богатого воображения.
Иногда можно услышать о новом применении слоистых пластиков за границей. Уже не только спортивные пуки, не только шесты для прыжков в высоту и кузова гоночных автомобилей — зто прошлое, но и огромные резервуары для химикалий и продовольственных продуктов изготавливаются из этого материала. Выпускается армированная стекловолокном мебель. Бамперы автомобилей. Стены зданий и целые кемпинговые домики. Вме-* сто черепицы и жести — крыши из слоистых пластиков. Трубы, жесткие и эластичные шланги — также из них. Богатое воображение играет здесь решающую роль.
Не без причины я посвятил так много места описанию использования слоистых пластиков — ведь это в самом деле отличный материал, из которого можно делать не только лодки и самолеты, но и самым широчайшим образом применять в работах домашних мастеров. Поэтому неплохо знать хотя бы поверхностно откуда он взялся, где используется — ведь это может облегчить принятие „безумного" решения применить в том или ином случае смолы или сделать из слоистого пластика какой-то предмет. Если кому-то известно, что смелы используются для склеивания трещин в блоках судовых двигателей или элементов железобетонных мостов (виа-Дук над железнодорожными путями в Плонске), то такому человеку не покажется странным, что кто-то закрепляет при помощи смолы болт на стене, в которой невозможно сделать отверстие из-за балки несущей конструкции здания, или кто-то приклеивает к стене целый шкаф, так как в нее, как в масло, входит даже кривой гвоздь, потому что она сделана иэ пенобетона и каждый колышек выпадает из нее, будто из пемзы. Если попадешься в технологическую ловушку, то либо разведи °еспомощно руки либо решись на... безумный шаг. Слоистый пластик состоит из двух компонентов: смолы наполнителя, которым может быть бумага, хлопчатобу-
мажная, азбестовая, стекловолокнистая или углеродово-локнистая ткани, и даже обыкновенный фильтр от сигареты.
Бумага, пропитанная смолой, становится жесткой и значительно увеличивает свою прочность. Из нее, а также из старой хлопчатобумажной ткани можно сделать, например, ящики для цветов — практичные и надежные. Используя бумажные обои и смолы, можно получить прочную поверхность декоративного характера. Старый стол или шкаф можно таким образом до неузнаваемости изменить, причем выглядеть они будут не хуже сделанных на фабрике. При желании существует возможность получить матовую поверхность.
Стеклопластики почти не уступают в прочности алюминиевым сплавам. Из них можно делать вытяжные зонты над плитой; предметы, имеющие сложную-форму, например, щит, закрывающий батарею; большие ящики для кустов и деревьев для оформления балкона; садовую мебель, которую не понадобится вносить на зиму в закрытые помещения, так как ее не испортит ни снег, ни мороз.
Применяя со смолами порошковые наполнители, можно получить замазку или шпаклевку высокого качества для выравнивания поверхностей оконных рам, дверей, старой мебели, а также мебели, сделанной своими руками, которую мы намерены покрасить эмалевыми красками.
Смолы с наполнителями и красящими веществами — это хороший материал для холодного литья. Из него можно сделать недостающие ручки газовых плит, переключатели для радиоприемников. Миниатюрные вилки штепселей могут быть затоплены сразу на конце провода. Декоративные рамки для небольших картин и фотографий также можно делать из смолы с наполнителем, достаточно лишь приготовить одну форму, чтобы впоследствии, буквально в течение нескольких минут, вынимать из нее готовую рамку.
По сравнению с другими материалами, имеющими часто многовековую традицию, смолы и слоистые пластики являются новыми и в настоящее время трудно составить какой-либо список всех возможностей их применения. поэтому все, что я написал о них, следует принять как „информацию для размышления". Возможностей много. Я уверен, что еще не один неугомонный домашний мастер найдет множество способов их применения.