А МОЖЕТ СДЕЛАТЬ РАМУ ДЛЯ КАРТИНЫ?

Я восхищаюсь мастерами, оправляющими картины. Подумайте сами: в то время, когда большинство ремесленников вместо того, чтобы как когда-то создавать действительно уникальные предметы, занимается производством халтуры — "рамочники", как ни в чем не бывало продолжают свои самые лучшие традиции.
Как ни в чем не бывало... — это, конечно, преувеличение, так как трудностей у них немало. Хромает снабжение: не хватает багет, реек для рамок, не всегда имеется соответствующее тонкое стекло для оправления графики, импортированное из Советского Союза; необходимая для традиционных рам "золотая" фольга является редкостью... Но придешь к ним с чем-то, что действительно что-то представляет, то отнесутся к тебе и к принесенному тобой рисунку, графике, акварели или к написанной маслом картине с большим вниманием и уважением — осторожно разузнают твой вкус, если нужно — посоветуют, а когда заказ будет готов, то окажется, что твоя картина стала намного лучше, чем прежде. Для того, чтобы она была более выразительной, чтобы привлекала к себе внимание, ее нужно искусно оправить.
Изготовление картинных рам — увлекательнейшее занятие. Чтобы предвидеть конечный результат — нужна богатая фантазия. И поэтому я считаю, что те, кто обладает таким дарованием, должны попытаться его непременно использовать.
Для того, чтобы мастерски сделать какую-то вещь, необходимо овладеть азбукой мастерства, научиться безошибочно изготовлять самые простые предметы — а рамку, даже для простой фотографии, сделать совсем нелегко. Такая работа требует большой точности — в противном случае рама будет только уродовать, а не украшать картину, хоть это и не является ее предназначением; ведь плохой картине и так уже ничего не поможет.
На рисунке я представил две рамки, запроектированные так, чтобы можно было в минимально короткий срок овладеть этим ремеслом. Облегчит нам работу тонкая плита /, соединяющая все элементы и облегчающая монтаж. Если кто-то захочет оправить картину в паспарту, то в таком случае следует использовать древесноволокнистую или эмалированную плиту, конечно же белого цвета. Если оправляем без паспарту (верхний рисунок), то можно использовать серую древесноволокнистую плиту или фанеру.
Вырезать прямоугольник или квадрат из фанеры или древесноволокнистой плиты, а также сделать в нем отверстие или подготовить края — не представляет большой трудности. Труднее сделать багеты. Относительно легко можно изготовить рейку с трехугольным сечением, пользуясь при этом рубанком и наждачной бумагой, а в крайнем случае острым ножом. Сложнее дело обстоит, если поверхность реек должна быть вогнутой 3. В этом случае необходимо использовать долото, а потом солидно поработать наждачной бумагой. Конструкция рамы представлена мной на рисунках в двух сечениях. На первом мы видим трехугольную рейку, приклеенную к плите — в образовавшееся гнездо вставлено стекло 4, к которому с помощью картона 6 прижата картина 5, и все вместе сзади оклеено бумагой 7. Подобным образом делается рама из паспарту — дополнительным элементом является рамка 8, приклеенная снизу к плите таким образом, чтобы образовалось гнездо для стекла, картины и подкладки из картона.
Самым лучшим материалом для изготовления рам считается древесина липы — она мягкая, без твердых слоев, легко обрабатывается столярными инструментами и наждачной бумагой. Однако с успехом можно использовать и другие виды дерева: тополь или ольху. Осина, которая прекрасно обрабатывается, к сожалению, труднодоступна, но те, кому удастся ее приобрести, должны постараться как можно лучше использовать неповторимую красоту этого дерева.
Рейки для рам с более сложной формой сечений можно получить путем склеивания их из тонких реек и элементов 9. или использовать полоски дерева либо древесноволокнистых плит 10.
Рамы могут иметь самые разнообразные формы, однако не следует их чрезмерно украшать всевозможными узорами. Ведь стиль барокко — зто исторический стиль и вряд ли такие рамы будут гармонично сочетаться с картинами современных художников. Рама должна быть простой и элегантной, такой, чтобы ее удобно было содержать в чистоте — о чем мы часто забываем.
Склеивая рамы сложных форм, такие, например, как показаны на рисунках 11 и 12, необходимо внешнюю часть и» составных элементов тщательно ошлифовать перед монтажом — это значительно облегчит окончательную обработку всей рамы.